31 авг. 2009 г.

Традиции и легенда индейцев навахо

Индейцы навахо – одна из многих культур, занимающихся ткачеством, жили они на юго-западе Америки. Навахо рассказывают занимательную легенду о том, как их народ научился ткать. Якобы женщина-паучиха научила женщин навахо ткать на станке, сделанном по указаниям мужчины-паука. Станок был создан из неба, земли, солнца, молний, с использованием кварца, угля, бирюзы и раковин жемчужницы.
Как пишут в журнале «Вокруг света», традиционно при рождении девочки мать терла ее плечо паутиной. Это должно было сделать ее неутомимой ткачихой. Немного подросшая девочка училась ткать и первый свой узор придумывала сама. Орнамент был отличительной особенностью каждой ткачихи. Женщины перенимали новые узоры друг у друга. Историю племени навахо можно проследить по появлению каждого нового вида тканых одеял.

Инструменты ткача

Ткачество начинается с основы и утка. Вертикальные нити основы наматываются на палочки-валики и крепятся. Ткач руками проводит горизонтальные уточные нити через натянутую основу. Справа женщина-мастер держит палочки, просунутые под основу и выведенные из-под нее. Они действуют в качестве заполнителя, и ей не нужно приподымать одну нить, чтобы просунуть под нее другую. http://oregonstate.edu

30 авг. 2009 г.

Ткачество индейцев навахо: история ткачества

Ткачиха навахо, источник http://oregonstate.eduСовременные археологи предполагают, что первыми ремеслами, которые появились у человека, были плетение корзин и ткачество. Когда примитивные люди нашли способы плетения структуры, их возможности стали бесконечными.
Среди прочих предметов были ёмкости для товаров, сети, крыши домов, ковры, одеяла, гамаки, сумки и одежда. Помимо стремления к выживанию наши предки демонстрировали и желание украшать создаваемые ими предметы. Редко можно увидеть изделие из пряжи или плетеную корзину без украшений. Использование натуральных красителей для тростника или сочетание различных размеров и цветов в плетении орнаментов было, скорее всего, попыткой выразить индивидуальность и / или отметками племени.
У людей есть естественная потребность проявлять творчество. Исследования показывают, что эта черта присутствовала и в жизни наших предков тысячи лет назад.
Точная дата, когда вручную были созданы первые тканые предметы, продолжает оставаться загадкой для археологов. Есть свидетельств того, что материя была произведена от 7000 до 8000 лет до н.э. в Турции и Месопотамии. Исследования указывают на то, что культуры на каждом континенте передавали друг другу примитивные ткацкие станки и методы плетения сетей, а дальнейшее изучение показывает, что в устройстве станков и плетеных изделий существовало большое сходство. Археологи полагают, что это так, потому что культуры смотрели на окружающий мир: сети пауков, гнезда птиц и плотины бобров…

http://oregonstate.edu

28 авг. 2009 г.

Онлайн-интервью с Джеем Моулером. Часть 3

Помните еще Джея Моулера? Я вот очень хорошо помню, потому что благодаря этому мастеру плетения мандал у меня родилась величайшая любовь к Скайпу! Международное общение - это все-таки стимулятор идей.
А вот и последняя часть интервью с этим милейшим дядечкой.



9. Если бы Вы что-то могли изменить в современном обществе, что бы Вы сделали?
Покончил бы с жадностью, шумом, преступностью и людьми, которые пытаются изменить действительность за счет политики вместо того, чтобы вернуться к духовным и религиозным ценностям!

10. Вы когда-нибудь видели НАСТОЯЩЕЕ чудо или нечто необъяснимое?
Ну, один раз я наклонился к куску ткани, которая лежала на могиле Мехер Бабы и размышлял о том, что было бы, если б Мехер Баба поцеловал меня в лоб (как это случилось с моим другом), и когда я коснулся ткани, у меня на лбу появилась влажный след!
Много раз в моей жизни жизни некоторые люди появлялись в очень подходящее и загадочное время...

11. Вы поддерживаете взгляды каких либо групп или людей (Фонд дикой природы, Фонд борьбы со СПИД и т.п.)?
Кроме Духовного центра Мехер Бабы, организации по защите окружающей среды, Гринпис, например. Много лет в Калифорнии я был активистом по защите природы.
- А вам известно что-нибудь о таких группах, как Саентология или Дианетика?
Я очень скептически к ним отношусь!

12. Вы говорите на других языках? (прим. - кроме английского)
Нет. Немного по-испански, и все.

14. В следующем году Вы планируете приехать в Россию. А что Вы ожидаете от этой страны (помимо русских красавиц)?
Повидать более старую культуру, чем культура США. Увидеть множество произведений искусства в Эрмитаже.

15. 3 заповеди, которые вы можете завещать начинающему мастеру охо.
1) Делайте так, чтобы пряжа держалась плотно, почаще обматывайте нить дважды вокруг палочек.
2) Тщательней выбирайте цвета, цвет – это самое важное.
3) Делайте зарубки на палочках или используйте клей, чтобы пряжа со временем не сползала.

Ну вот и все! Спасибо, Джей, за славную беседу. Спасибо читателям за интерес!

27 авг. 2009 г.

Онлайн-интервью с Джеем Моулером. Часть 2

Предыдущий пост был посвящен интервью с Джеем Моулером, мастером плетения мандал ojos de dios, которые я уже называю по-свойски - охо. На этот раз речь идет о цветах. Джей вообще скорее больше внимания в своей работе уделяет именно цвету мандалы нежели ее значению. Даже название он придумывает в конце либо практически перед завершением плетения. Продолжаю...

3. Ваши любимые цвета.
Мой любимый цвет – небесный, цвет интуиции. Я много времени провел в пустыне, поэтому еще и терракотовый.

5. Если верить картам Google Maps, Джей, Вы живете практически на берегу океана. Говорит ли это о том, что вода – ваша любимая стихия?
Ну, вообще-то я живу здесь из-за того, что тут расположен центр Мехер Бабы. Более естественная среда обитания для меня – это скорее там, где я раньше жил – пустыня Мохаве в Калифорнии (более 20 лет). И я считаю, что наиболее естественные стихии для меня – это земля и небо. (прим. - Не удивительно для жителя пустыни!)

6. Вы любите петь?
Раньше я очень много пел, но теперь редко, хотя, я немного играю на гитаре и хочу вернуться к пению!

7. Ваша любимая погода.
Солнечно и тепло! Хотя прямо сейчас тут немного жарковато.

8. Вы устойчивы к критике?
Очень! Практически невозможно меня задеть....ну а если получится, я быстро отойду!

Пожалуй, завершение будет в следующем посте.
Кстати, вот пустыня Мохаве! Сразу ясно, что человеку нравится цвет его привычной среды обитания :)
А вам какие цвета нравятся?


26 авг. 2009 г.

Онлайн-интервью с Джеем Моулером. Часть 1

25.08.09
Джей Моулер - американский мастер ojo de dios, автор сайта ojos-de-dios.com. Взяла интервью у этого милого человека по Скайпу. Джей может долго и увлекательно рассказывать и даже показывать, у него есть веб-камера и много-много пряжи. А еще он любит лягушек и черепах, но сейчас не об этом. Выкладываю первую часть интервью.
1. Джей, расскажите немного о себе. Чем вы занимаетесь?
OK. Самое главное в моей жизни – это посвящение себя Аватару прошлого века Мехер Бабе и жизнь в том месте, где я сейчас нахожусь – рядом с духовным центром на Миртл-бич, штат Южная Каролина (США). Во-вторых, я мастер по изготовлению охо де диос, и в это занятие я погружаюсь все серьезнее в последнее время. Я на пенсии (у меня был собственный дизайнерский бизнес).
Много лет я жил на юго-западе Америки и в пустынной местности Южной Калифорнии, где на меня сильно повлияли коренные американцы. Кроме того, у меня четверо сыновей, они все уже взрослые, от брака, который закончился много лет назад. Эти четыре мальчика – любовь всей моей жизни. :) Все неплохо зарабатывают, хотя, трое живут на западе США, поэтому мы не так уж часто встречаемся.
2. Что значит религия в Вашей жизни?
У меня нет религии, но я все так же следую заповедям Аватара Мехер Бабы. Я верю, что он был воплощением бога в теле человеческом, - Будда, Христос, Мухаммед, Кришна и прочие – все они, собранные вместе, в наши дни! Мало кто понимает это сейчас, но число верующих растет, и скоро, я так чувствую, весь мир об этом узнает. Только за последние 2 дня я обнаружил несколько россиян-последователей этого направления, у них есть своя группа <прим. - Вконтакте> (около 5человек) :)
Продолжение следует...

24 авг. 2009 г.

Мандала Ojo de Dios как символ

Ojo de Dios с сайта http://www.humanhand.comВ Мексике плетение «глаза бога» знаменует рождение ребенка. Как вы помните, отец плетет центр, когда ребенок рождается, чтобы бог наблюдал за чадом. На первый, второй и третий дни рождения новые «глаза» крепятся на «руки» (4 палочки, исходящие из центра), чтобы показать, что бог все еще оберегает ребенка. К 3-летнему возрасту ребенок достигает определенной степени взросления.
Многие традиции мексиканских индейцев уичоль заметны в одежде, религиозных обрядах и стиле жизни. Уичоли глубоко уважают природу. Плетение мандалы ojo de dios начинается с центра - квадратного "глаза". Четыре угла оберега символизируют 4 природных стихии: землю, огонь, воздух и воду.
Ojo de Dios – это самый известный из их символов. Индейцы верят, что узор «глаза» может исцелять и оберегать. Ojo de Dios вешается на стену и используется в обрядах и при молитве. Цвета, используемые при плетении обрега также имеют свои значения.
Красный – жизнь.
Желтый – солнце, луна и звезды.
Синий – небо и вода.
Коричневый – земля.
Зеленый – растения.
Черный – смерть.
В целом же, оберегам Ojo de Dios предначертано приносить удачу.
http://www.troop3858.freeservers.com/thinking.htm

23 авг. 2009 г.

Музыкальные традиции уичолей

В подтверждение галюциногенности и трансовости культуры уичолей, размещаю здесь веселый музыкальный уичольский ролик.

Происхождение и значение оберегов Ojo de Dios

Традиционное искусство уичолей, источник www.solterreno.com
Обереги Ojo de Dios (читается как «охо де диос»), или Глаз бога, подарило нам индейское племя уичоли, жившее в горах Сьерра-Мадре в Мексике. Языком племени был уичоль, а основу религии легло верование о магической силе кактуса пейотль. Из кактуса изготавливали напиток, содержащий мескалин. Он обладал галлюциногенным действием и употреблялся при обрядах.
Уичоли относятся к народам Мексики. Часть культурного наследия уичолей перекочевала к испанцам. Например, яркие тканые и расшитые костюмы, украшения, перья, которые также имели магический смысл. Религиозные воззрения уичолей отражаются также в их декоративно-прикладном искусстве и ремеслах. Среди ремесел можно обнаружить вышивку и ткачество, плетение корзин, изготовление изделий из кожи, музыкальных инструментов. Кроме того, уичоли известные пряльщики.
Среди изделий из пряжи можно найти nierica (ниерика) и ojo de dios. Эти изделия отличаются символизмом и психоделичностью. Наверное, это связано с тем, что они являются не просто украшением, а еще и религиозными символами.
Уичоли называют свои ojo de dios словом tsikuri (цикури), что означает «сила видеть и понимать неизведанное». Когда в семье рождается ребенок, отец плетет центральный «глаз». Каждый год он вплетает в изделие по «глазу» – пока ребенок не достигнет 5-летнего возраста.
В дальнейшем я обязательно напишу о значении ojo de dios подробнее.

22 авг. 2009 г.

Обереги-мандалы Ojo de Dios - мое первое знакомство

В мае 2009 я искала какое-нибудь интересное событие в городе Пермь. Вообще, я интересуюсь различными хэндмейд вещами, самодельными оригинальными подарками, талисманами, украшениями, амулетами и художественными произведениями в целом.
Среди текущих событий я нашла семинар Анны Фениной из Санкт-Петербурга по плетению оберегов ojo-de-dios. Меня заинтересовала эта тема, но, к сожалению, семинар отложили. Не знаю, приехала ли в конце концов Аня к нам в город с обучением обережному рукоделию.
Я же занялась поиском информации об оберегах самостоятельно...В первую очередь наткнулась на сайт автора Джея Моулера (Jay Mohler), о котором напишу позже. Нашла прекрасную инструкцию на английском языке, как плести эти обереги. Разобралась, как сделать своими руками мандалы, затем стала искать и другие англоязычные сайты. Наконец, мне очень помог и сайт Анны. Кроме того, я погрузилась в изучение таких вопросов, как культура североамериканских индейцев, индийская и славянская культуры. Ну а самое главное – самостоятельно научилась плести ojo. А что это такое, я обязательно объясню. Мне бы хотелось, чтобы мастерство плетения этих оберегов развивалось в России.